ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Ульяновский детский психиатр Михаил Шевалдов на примере нашумевшего сериала рассказал как оградить детей от опасности на улице

 

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» бьёт рекорды популярности. Его смотрят как взрослые, так и дети. Опасна ли для несовершеннолетних подростков история о криминальных группировках и как минимизировать негативное влияние сериала на психику ребенка. Свое мнение высказал детский врач-психиатр Ульяновской областной клинической психиатрической больницы им. В.А. Копосова Михаил Шевалдов.

- Почему, на ваш взгляд, сериал так популярен среди молодёжи?

На это несколько причин. Первая: как любое художественное произведение, в сериале показаны только яркие, эмоциональные события, главные герои харизматичные, к тому же, идёт строгое деление на «добро-зло» или «свой-чужой». Психика подростка ещё не сформировалась, впечатлительна – поэтому он ищёт образцы для поведения и подражания, сравнивает себя с ними. Фильм может представить те события и переживания, которые подросток хотел бы попробовать ощутить на себе, но, как правило, не позволяет себе этого, и держит в себе, ограничивая моралью и правилами поведения. Вторая причина – ностальгия о «свободных и лихих 90-х» , в которые прошла юность старшего поколения, и которые хотело бы представить себе, пусть и однобоко, с романтизацией – молодое поколение. Ну и третья причина заключается в том, что о сериале говорят практически везде.

- Что может вынести ребёнок из подобных фильмов?

Это зависит от самого подростка, его ожиданий и интерпретаций сюжета, жизненного опыта. Взрослое поколение, к которому отношусь и я – в том же возрасте смотрели сериалы «Бригада» и «Бумер», но бандитами не стали. Если подросток ещё не научился отделять художественный вымысел от правды или ждёт одобрения своим скрытым мотивам, то конечно, он может начать повторять поведение героев. Для других же – это будет наглядным примером того, до чего доводит криминал, какие трагедии приносят его последствия. Как правило, в подобных фильмах, концовка примерно схожа: главные герои, пусть и не сразу, но получают по заслугам, либо их жизнь и будущее становятся сломленными и обречёнными.

- Стоит ли запрещать сериал подросткам ?

Как известно, любой запрет или ограничение – наоборот, провоцируют интерес, особенно у тех, от кого ту самую вещь запрещают. Простая аналогия с курением вейпов или алкогольными коктейлями, это подтверждает. К тому же, если фильм прошёл цензуру Министерства культуры, у него имеется соответственный возрастной рейтинг, которой не предполагает, что сериал будут смотреть дети и подростки.

- Фильмы и игры могут провоцировать агрессию и преступность?

Как правило, если в поведении или характере человека уже есть жестокость или озлобленность, тяга к насилию – тогда фильм или игра могут стать спусковым крючком или упрочнить убеждения в необходимости такого поведения. У людей же с устойчивой психикой или пониманием что есть жизнь, а что выдумка – фильм или игра вызовет только адекватное эмоциональное переживание и не больше.

- Почему подростки попадают в группировки и плохие компании?

Первая причина — побег от неблагоприятных условий. Если ребенка не принимают в коллективе, есть проблемы с родителями и непонимание в семье, то он может примкнуть к группе, которая готова его принять. В таких группах стоит строгая дисциплина и иерархия, которая не заставляет думать лишнего или проявлять инициативу, нацелена на понятный результат прямо сейчас и не заставляет думать и переживать о будущем.
Во-вторых: ради чувства общности со своими сверстниками, разделения своеобразных интересов. А также если не получается реализовать себя в другом деле — учебе, спорте и так далее. В этом случае, успехи группы подросток воспринимает как свои и чувствует себя более значимым.

- Как можно оградить ребёнка от опасности?

Начинать с раннего детства, стать ребёнку другом, иметь взаимное доверие и понимание. Чтобы ребёнок не боялся признаться в проступке, рассказать о неудаче или обратиться за помощью. По возможности, обязательно знать круг общения ребёнка. Объяснять к чему могут привести те или иные необдуманные поступки, лучше с примерами из жизни или своего опыта. Давать не только самостоятельность, но и ответственность.
Объяснять с чем связаны правила и запреты, а не просто говорить «Потому что я старший и знаю лучше!».

14.12.23 10:51

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки