ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Загадки нашего мозга: откуда берутся детские неврологические проблемы?

 

Почему один ребенок спокойный и прилежный, а другой активный и своенравный? Почему одному легко дается учеба, а другой испытывает сложности, но зато с удовольствием занимается спортом? Какое поведение является вариантом нормы, а какое требует обращения к врачу-специалисту? На эти вопросы ответила главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения Ульяновской области Светлана Чубарова.

- Все новорожденные дети проходят диспансеризацию, включающую в себя УЗИ головного мозга. Если патологий не выявлено, родители могут быть уверены, что неврологических нарушений у ребенка нет?

- Отнюдь. Если мозг сформирован правильно, это еще не гарантирует, что он правильно функционирует. Неблагоприятные воздействия на головной мозг как в период, когда ребенок жил в утробе матери, так и вовремя родов, и после его рождения могут иметь серьезные последствия. Нарушается процесс формирования важных функций в наилучший для этого период, когда нервная система наиболее пластична, в результате чего могут развиваться тяжелые, иногда даже необратимые состояния. Однако в большинстве случаев патологии в детском возрасте обратимы и поддаются коррекции.

- Шаловливым детям часто приписывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что он собой представляет?

- «Гиперактивность» – общая характеристика, объединяющая такие качества, как импульсивность и неспособность концентрировать внимание. По сути это совокупность неврологических патологий, проявляющихся в детском возрасте. В семье таких детей называют «ребенок-катастрофа» или «трудный ребенок». Причин может быть множество: травмы во время и после родов, нейроинфекции, а также недостатки воспитания, конфликты в семье и развод родителей, состояние острого или хронического стресса у ребенка. Сложности чаще всего приобретают характер проблемы и заставляют родителей идти к специалисту. когда ребенок идет в школу. Он не может не только усваивать материал, но и просто сидеть за партой в течение урока. При этом, как правило, умственное и психическое развитие у них протекает нормально, однако их состояние все же требует коррекции. Они не опасны для других детей в группе детского сада или в классе школы, но тем не менее к ним нужен индивидуальный педагогический подход. С возрастом патологии нередко сглаживаются. Они могут иметь высокую работоспособность и даже становиться лидерами в коллективе.

- К каким специалистам обращаться и как диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности ?

- Детям с синдром дефицита внимания и гиперактивности могут оказать помощь врачи: невролог, психиатр и психоневролог, а также медицинский психолог. Лучше проконсультироваться у разных специалистов, чтобы они выработали комплексную схему лечения. Диагностика включает спектр исследований. В частности, для диагностики используется электроэнцефалограмма – графическая регистрация амплитудно-частотных характеристик электрической активности головного мозга при помощи электродов, которые накладываются на кожу головы, и усилителя – электроэнцефалографа. Еще один метод диагностики – ультразвуковое исследование головного мозга. Специальный датчик фиксирует отражение ультразвуковых волн от образований в организме, имеющих различную плотность. На основании этих показаний на мониторе формируется изображение, позволяющее врачу поставить диагноз. В отдельных случаях назначается магнитно-резонансная томография головного мозга – способ получения томографических медицинских изображений для исследования внутренних органов и тканей с использованием явления ядерного магнитного резонанса. Диагноз по результатам исследований поставить может невролог.

- Еще одна распространенная проблема – энурез у детей. Расскажите о причинах и диагностике энуреза.

- Диагноз «энурез» ставится детям в возрасте 4-5 лет и старше при недержании мочи. Проблема может быть вызвана различными причинами. Среди них задержка формирования нервной системы, эндокринные нарушения, психические травмы, неправильный режим дня и такие физиологические проблемы, как недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника и аномалии развития мочевыводящих путей. Энурез может быть одним из проявлений серьезных заболеваний. Различают дневной и ночной, первичный и вторичный энурез. В частности, если ребенок в течение полугода контролировал процесс мочеиспускания, а потом снова потерял контроль, речь идет о вторичном энурезе. Также для детей с энурезом харакетрны стойкие нарушения сна: они не могут заснуть, им сложно просыпаться по утрам, их мучают ночные кошмары, говорят или ходят во сне, либо у них может быть слишком глубокий сон. При энурезе нужно обратиться к врачу-психоневрологу. Врач может назначить УЗИ почек и мочевого пузыря, электроэнцефалографию.

При содействии Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ульяновской области

22.07.22 17:38

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    769 289

    Завершили вакцинацию

    579 849


     


     

     

     

     

     

    Полезные ссылки