ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Ульяновская медицинская сестра Клавдия Коробкова: «Видели, как фашисты расстреливали врачей из госпиталя»

 Жительница Ульяновска Клавдия Матвеевна Коробкова была на войне с 1941 по 1943 годы, но за этот короткий срок она спасла жизнь сотням бойцов, провела несколько важнейших разведывательных операций, побывала в плену у фашистов, видела казни и предательства, братство и самопожертвование.

Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени, орден Отечественной войны двух степеней, масса прочих наград, множество грамот и благодарностей, удостоверение партизана — все это, безусловно, документирует славную жизнь Клавдии Коробковой, но главной реликвией тех времен сама героиня считает… память. Слушая бывшую медсестру и партизанку- разведчицу, удивляешься, как она может помнить столько дат и настолько детально описывать события, ведь самой Клавдии Коробковой уже 97 лет.

Клавдия Матвеевна родилась в самарском селе Шатрашаны, но уже через два года Клава Витяева с родителями перебирается в Симбирск. В 1938 году она заканчивает местный медицинский техникум, получив диплом медсестры. Отработав какое-то время заведующей колхозным здравпунктом, Клавдия возвращается домой. В то время в Ульяновске стояла стрелковая дивизия. Там-то и начался ее боевой путь. Поначалу, конечно, ни о каких боевых действиях и речи-то быть не могло, Клава поступила в дивизионный медсанбат вольнонаемным работником. 1 мая 1941 года дивизия снялась с места, чтобы передислоцироваться. Куда ехать — не сказали, но вольнонаемным было предложено следовать вместе с личным составом. Вечером 20 июня их высадили на станции Батурино, а через день началась война. В первый же день войны дивизия, где служила Клавдия, попала в настоящее пекло. Непрекращающиеся бомбардировки, обстрелы…

«Мы бились за город Жлобин. Не поверите, но только уже когда мы начали вытаскивать раненых с поля боя, я узнала, что нахожусь в Белоруссии. В импровизированном госпитале я ассистировала доктору Скобелеву. Что я там видела! Никому бы не видеть! Некоторых солдатиков изуродовало так, что и на людей-то они похожи не были. И мне, девчонке, приходилось не только смотреть на них, но и сшивать практически по кускам. Ох, страшно это все! Трое суток спустя госпиталь «переехал» в разбомбленную больницу. Однако немцы нас засекли и вернулись, чтобы завершить начатое. В одной из бомбежек серьезно ранило доктора Скобелева. Регулярная армия спешно отступала, поскольку силы были неравны, и мы в суете потерялись. Несколько раз попадали под обстрелы. И вот нас осталось двое — я и медсестра Анечка Денисова. Тут-то и начались наши мытарства», - вспоминает Клавдия Коробкова.

Девушки ходили по местности из стороны в сторону, карты не было, а хотели они добраться до Брянска. Осторожно, прячась за плетнями, подходили к домам, надеясь добыть хлеба или картошки. Несколько раз едва не попали в лапы немцам. Страху натерпелись — не передать. Однажды рослый детина в расшитой косоворотке на их просьбу «дать что-нибудь поесть» буркнул: «А ну пошли отсюда, не то немцам сдам!». Видели они из укрытия, как расстреливали пленных, в числе которых Клава узнала врачей из госпиталя.

Избежав плена, попали они на Брянщину. А вскоре спутница Клавдии Анна странным образом исчезла, точнее — потерялась. И наша героиня продолжила странствия в одиночестве. Ближе к зиме Клавдию подобрали на станции бойцы курского партизанского отряда имени Железняка. Именно подобрали, поскольку девушка находилась в почти бессознательном состоянии, голодная и с отмороженными ногами. Позже Клавдия Матвеевна стала членом партизанского отряда. Сперва ее подлечили, а уж затем начали обучать. Поначалу, как и все, вчерашняя медсестра заступала в ночные караулы, охраняя лагерь. Но вскоре — ученицей она оказалась способной — Клавдия стала готова для разведработы. На ее счету много выполненных для Родины разведзаданий. Одним из них  было установление связи с Курском, для этого Клавдия Матвеевна организовала там подпольную группу. Позже походы в Курск стали регулярными. Клавдия с подругами носили взрывчатку, обменивались сведениями. Как-то ей даже пришлось устроиться работать на немецкий аэродром. Цель — разведать, сколько там зенитных орудий, зафиксировать график вылетов, а главное — составить план аэродрома. Разумеется, делалось это не в одиночку, тем не менее риск был колоссальным.

«В итоге нам удалось выполнить задание… но это было так тяжело. Я наткнулась на патруль. Такое случалось не единожды, однако в этот раз полицай усомнился в подлинности моего документа. Тем же днем я оказалась в застенках жандармерии в местечке Фатеж. Десять дней слились для меня в один — долгий и страшный. Ежедневные допросы были похожи друг на друга. Немецкий офицер, удивительно чисто говоривший по-русски, намеренно путал меня», - рассказывает, не скрывая слез, Клавдия Матвеевна.

А диалог был буквально такой:

- Зачем ходили в Курск?

- К мужу, он был здесь в лагере военнопленных.

- Виделись с ним?

- Нет, их уже этапировали.

- Где родились?

- В Ульяновске.

- Где это?

- На Волге.

И так каждый день. Клавдия не путалась. Но на допросах присутствовал бугай, периодически избивавший ее. Бил по всем частям тела с такой силой, что бедняжка слетала со стула и теряла сознание. Затем все повторялось.

«Под конец я уже была готова к тому, что меня убьют. Только страшно боялась… виселицы. Думала, пусть лучше расстреляют», - добавляет Клавдия Коробкова.

Ей удалось бежать, когда, отпросившись в туалет, она перелезла через высоченный забор, в тот момент оказавшийся без внимания охраны.

Много чего повидала и сделала на своем фронтовом веку наша героиня. Демобилизовалась в 1943-м. Вернувшись в Ульяновск, разыскала сынишку, которому к тому времени уже исполнилось три с половиной годика. В 1945 году с фронта вернулся муж - Алексей Яковлевич Коробков, фронтовик-танкист. Позже у них родились две дочери. Всю свою послевоенную жизнь Клавдия Матвеевна посвятила медицине. Только в Ульяновской БСМП она отработала 31 год!  Она трудилась в одном из сложнейших отделений — травматологии. «Все потому, что я больше ничего не умею, кроме как помогать людям», - любит говорить Клавдия Матвеевна.

 

 

*материал и фотографии предоставлены ГУЗ УОКЦСВМП

05.05.17 13:20

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки