ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Подарки на службе

ПОДАРОК «В ЗАКОНЕ»

Более года действует Положение о подарках, согласно которому  лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие и работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей. За время действия запрета у дарителей и одариваемых накопилось много вопросов. Рассмотрим наиболее актуальные.

Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10.

 Кому нельзя получать подарки?

Статья 575 ГК РФ и п. 1 Положения о подарках содержат перечень лиц, подпадающих под «подарочные санкции». К таким лицам, в частности, относятся:

- лица, замещающие государственные (муниципальные) должности;

- государственные (муниципальные) служащие;

- служащие Банка России;

- работники ПФР, ФСС, ФФОМС;

- работники иных организаций, созданных в РФ на основании федеральных законов;

- работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (в том числе работники образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

К сведению. Получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей - получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц (п. 2 Положения о подарках).

Означает ли данный запрет, что перечисленные лица не должны ничего и никогда принимать в качестве дара независимо от того, кто дарит и по какому поводу? Конечно, нет. ГК РФ содержит ряд оговорок касательно этого вопроса.

Кому нельзя выступать в качестве дарителей?

В законодательстве прописаны группы лиц, которые не могут выступать в качестве дарителей: если даритель зависим от одариваемого, то последний не имеет права принимать от него какие-либо материальные ценности. Зависимость может выражаться в следующих формах: лечение, содержание, воспитание, должностное положение, исполнение должностных обязанностей.

Итак, если гражданин находится на лечении, содержании или воспитании в государственном (муниципальном) учреждении, ни он, ни лица, с которыми он состоит в родственных и близких отношениях (родители, дети, супруги), не имеют права делать подарки государственным или муниципальным служащим учреждения, оказывающего соответствующую услугу. А если руководитель может повлиять на решение своего подчиненного, то получение подарка руководителем от лица, которому его подчиненный оказывает госуслуги, будет рассматриваться как нарушение ст. 575 ГК РФ, поскольку судьи посчитают, что подарок получен в связи с должностным положением. Например, главврачу на день рождения дарят айфон последней модели. Подарок будет незаконным, если он сделан от имени благодарных пациентов, проходящих у этого врача лечение, их родственников или от имени его подчиненных. А вот если даритель - законная супруга или просто друзья, то о дорогом подарке не нужно никому и никуда сообщать, главврач может спокойно им пользоваться.

 

К сведению. На медработников и руководителей медорганизаций распространяется еще одно ограничение, установленное пп. 1 п. 1 ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Указанные лица не имеют права принимать подарки в виде денежного вознаграждения (в том числе в виде оплаты развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха) независимо от суммы и участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет следующих организаций:

- разработчиков, производителей и (или) продавцов лекарственных препаратов, медицинских изделий;

- владельцев права на использование торгового наименования лекарственного препарата;

- оптовых торговцев лекарственными средствами;

- представителей аптек.

Цена подарка имеет значение!

Существует еще одно условие, регламентирующее прием подарков. Стоимость безвозмездно передаваемого имущества не должна превышать 3000 руб. Имеется, например, у чиновника чек, подтверждающий, что подаренный ему миксер куплен в магазине бытовой техники за 2999 руб. 99 коп., - значит, подарок законен. Даже если в соседнем супермаркете этот же прибор стоит больше 3000 руб. или новые поступления таких же миксеров в том же магазине идут дороже - чек будет основанием для принятия на законных основаниях подарка чиновником (врачом, педагогом, соцработником и т.д.). Следовательно, главврачу благодарные пациенты могут вручить коробку шоколадных конфет, не нарушив тем самым требования Положения о подарках.

Перечисленные условия можно представить в виде таблицы:


 

Подарок вручен на официальном мероприятии

Существует много протокольных мероприятий, где лица, включенные в «санкционный подарочный список», обязаны присутствовать. На этих мероприятиях им нередко вручают дорогие подарки. Что делать в таких случаях? Ситуация регламентирована п. 2 ст. 575 ГК РФ. Согласно указанному нормативу запрет на дарение, установленный Положением о подарках, не распространяется на случаи, связанные с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными событиями. Следовательно, если подарок получен официальным путем, то от него можно не отказываться - тут нарушений нет. Однако данное уточнение не означает, что презент сразу же переходит в собственность получателя. Если речь идет о коробке конфет, букете или другой «приятной мелочи», стоящей меньше 3000 руб., получатель вправе рассчитывать, что сможет сразу воспользоваться подарком. А вот более ценные предметы в силу п. 2 ст. 575 ГК РФ признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и должны передаваться служащим по акту в орган, в котором он замещает должность. Впоследствии сданная вещь может быть выкуплена «счастливым обладателем подарка» в установленном нормативными правовыми актами РФ порядке.

К сведению. Подарок, полученный в связи со служебными командировками, протокольными и другими официальными мероприятиями, - подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим или работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение, исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей (п. 2 Положения о подарках).

А если в подарок получена всего лишь коробка конфет?

Следует обратить внимание на п. 4 Положения о подарках, в соответствии с которым лица, на которых распространяется действие «подарочных санкций», обязаны уведомлять своего работодателя  обо всех случаях получения презента в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей («должностные» подарки). Даже если речь идет о коробке конфет или милой безделушке - уведомление согласно данному требованию обязательно, поскольку такие подарки тоже входят в понятие «все случаи» - исключений из правила, к сожалению, нет.

Государственный (муниципальный) орган, фонд или иная организация, в которых они проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.

Порядок уведомления предусмотрен Положением о подарках.

Если коробка конфет или другой малоценный подарок вручен лицу, замещающему государственную (муниципальную) должность (например, работнику налоговых органов), то этот подарок еще и должен быть передан на хранение ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации) по акту приема-передачи. Данное требование п. 8 Положения о подарках касается абсолютно любых презентов независимо от их стоимости. Однако хотим еще раз обратить ваше внимание - названное правило распространяется только на лиц, замещающих государственную (муниципальную) должность.

Порядок передачи подарка на хранение установлен п. 7 Положения о подарках.

Еще одно важное требование к получателю подарка - он несет полную ответственность за утрату или повреждение подарка до его передачи должностному лицу (п. 9 Положения о подарках).

Итак, согласно законодательству все без исключения лица, получившие подарки в связи со служебным положением или должностными обязанностями, обязаны проинформировать о фактах дарения соответствующие структуры, даже если речь идет о коробке шоколадных конфет. А вот лица, замещающие государственную (муниципальную) должность, должны не только проинформировать о подарке, но и сдать его на хранение в целости и сохранности. Dura lex, sed lex <4>. Означает ли это, что подаренную коробку конфет госслужащий больше никогда не увидит? Нет. В силу п. 10 Положения о подарках презент возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если стоимость вещи не превышает 3000 руб.

--------------------------------

Как определить стоимость подарков,

если нет соответствующих документов?

В п. 5 Положения о подарках указано, что к уведомлению о получении подарка прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие его стоимость (кассовый или товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка).

Необходимо учесть, что отсутствие информации о стоимости подарка не может быть поводом для его присвоения. Если документов, подтверждающих цену, нет, то стоимость подарка определяется на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях. Например, даритель купил смартфон TEXET X-mini 2 TM-3500 по акции за 2999 руб., однако подтверждающих это документов нет. В интернет-магазинах на дату сдачи подарка средняя цена на такую модель - около 3200 руб. А смартфоны с аналогичным набором функций стоят около 3300 руб. Следовательно, стоимость подарка будет отмечена в пределах названных сумм и несмотря на то, что фактически за него было отдано меньше 3000 руб., аппарат перейдет в государственную (муниципальную) собственность.

А как быть, например, с картиной, которая является авторской работой? Если речь идет о предметах искусства или культуры, то при невозможности документального подтверждения рыночной цены стоимость подарка может быть определена экспертным путем (п. 10 Положения о подарках). Для реализации (выкупа) субъект оценочной деятельности оценивает стоимость подарка в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 16 Положения о подарках).

 

Какова дальнейшая судьба переданных дорогих подарков?

Могут ли они быть возвращены тем, кому предназначались?

 

В отношении вещей, стоимость которых превышает 3000 руб., Положением о подарках предусматриваются следующие возможности:

- выкуп (получатель подарка должен направить на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка);

- использование государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией для обеспечения их деятельности (если подарок не выкуплен получателем и если комиссия или коллегиальный орган посчитают использование подарка целесообразным);

- реализация на торгах (если подарок не выкуплен и признан нецелесообразным для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации);

- безвозмездная передача на баланс благотворительной организации;

- уничтожение сообразно законодательству РФ (если подарок не востребован в вышеперечисленных случаях).

 

Особенности декларирования подарков

Получатель не успел вовремя уведомить о подарке и сдать его

 

Уведомление о получении «должностного» подарка должно быть представлено не позднее трех рабочих дней со дня его вручения. Если подарок получен во время служебной командировки, то уведомление представляется не позднее трех рабочих дней со дня возвращения командированного.

Когда срок уведомления пропущен, получатель должен указать причину задержки. Если причина уважительная, уведомление может быть представлено не позднее следующего дня после ее устранения.

Декларировать ли подарки-канцтовары участникам конференций?

Канцелярские принадлежности, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных событий предоставляются каждому участнику в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, декларировать и сдавать не нужно (п. 2 Положения о подарках).

Считать ли подарком премирование?

Денежные средства и материальные ценности, а также цветы, которые официально вручены в качестве поощрения (награды), остаются собственностью их получателя и не подлежат декларированию или сдаче, что установлено в п. 2 Положения о подарках.

Официальное награждение работника его руководством регулируется ст. 191 ТК РФ, согласно которой за добросовестное исполнение трудовых обязанностей может быть в том числе выдана премия или произведено награждение ценным подарком. Особенности награждения регулируются и другими нормативными актами, например Законом о госслужбе <5>.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», см. ст. 55.

 

Подарки соцработникам

Дорогие подарки соцработникам, сделанные их подопечными, часто становятся предметом судебных разбирательств. Рассмотрим характерные ситуации.

Может ли соцработник заключить договор на пожизненный уход за своим подопечным в обмен на ценный подарок?

По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ запрещение дарения работникам учреждений социальной защиты гражданами, находящимися в них на содержании, распространяется на все виды учреждений соцзащиты, поскольку при любой применяемой форме социального обслуживания гражданин пожилого возраста в силу своего состояния находится в зависимости от работников таких учреждений. Получение в подарок квартиры или машины в обмен на уход является нарушением законодательства.

В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение Орловского областного суда от 16.07.2013 по делу N 33-1479. Соцработник пообещал своему подопечному пенсионеру уход и погребение в обмен на покупку дорогого автомобиля. Пенсионер снял со своего счета деньги, купил машину и передал ее соцработнику. Последний в момент передачи ТС уволился из организации, обслуживающей пенсионера, и не выполнил собственное обещание. Впоследствии в суде он утверждал, что купил машину на законных основаниях на свои деньги. Однако пенсионер смог доказать спонсирование приобретения ТС, представив показания свидетелей и выписку из банка. Суд установил, что в момент заключения договора купли-продажи автомашины пенсионер находился в зависимости от осуществлявшего за ним уход соцработника, поэтому получение им материального вознаграждения было признано незаконным.

Законна ли передача в дар квартиры соцработнику лицом, снявшимся с соцобслуживания, если намерение сделать подарок возникло в период нахождения на соцобслуживании?

Если даритель уже не состоял на соцобслуживании, то есть не был официально зависим от соцработника, то договор о дарении квартиры считается законным.

Пример - Апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2014 по делу N 33-31155. Племянница после смерти тети узнала, что та передала свою однокомнатную квартиру соцработнице, которая за женщиной ухаживала и заключила договор пожизненного содержания с иждивением. Племянница подала в суд, посчитав, что указанный договор является недействительным - соцработница не имела права на его заключение в силу закона. В соответствии с п. 2 ст. 585 ГК РФ в случае, когда договором ренты предусматривается передача имущества бесплатно, применяются правила о договоре дарения (гл. 32), поскольку иное не установлено правилами названной главы и не противоречит существу договора ренты.

Согласно п. 1 ст. 575 ГК РФ работники организаций, предоставляющих соцуслуги гражданам, находящимся на их обслуживании, не имеют права принимать ценные подарки. Истица (племянница) указала, что намерение заключить сделку возникло у наследодателя в период, когда ответчица (соцработница) осуществляла в отношении последнего социальное обслуживание. Именно в этот период на имя социального работника была выдана доверенность для сбора необходимых для заключения договора документов.

Суд посчитал требования не подлежащими удовлетворению по следующим причинам. Было установлено, что на момент заключения спорной сделки пенсионерка по собственному желанию была снята с соцобслуживания, поскольку родственники предложили самостоятельно за ней ухаживать. Но через некоторое время пожилая женщина сама обратилась к ответчице с предложением заключить указанный договор, потому что родственники не смогли обеспечить должный уход. Заключение договора было вполне законно - пенсионерка уже не находилась на социальном обслуживании.

Кроме того, ответчица доказала, что перед заключением договора она по собственной воле поставила в известность родственников пенсионерки о сделанном ей предложении и спросила их согласия. Возражений не было, поскольку никто из родственников не мог ухаживать за больной пожилой женщиной.

Факт выдачи доверенности на сбор документов в период, когда ответчица осуществляла соцобслуживание пенсионерки, по мнению суда, не является достаточным основанием для признания договора недействительным. Указанная доверенность не предоставляла право на заключение договора от имени пенсионерки в отношении спорной квартиры. В силу ст. 584 ГК РФ договор ренты считается заключенным с момента его государственной регистрации. Следовательно, юридически значимым обстоятельством при разрешении спора был бы факт нахождения наследодателя на соцобслуживании на момент заключения договора, а не на момент выдачи доверенности для сбора документов. Договор дарения квартиры соцработнику был признан законным.

Подпадает ли работник социальной организации под действие «подарочных санкций», если услуги оказываются инвалиду, состоящему на учете, на платной основе, то есть инвалид находится не на содержании, а на обслуживании?

На основании Закона о соцобслуживании <6> социальным обслуживанием считается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, а социальной услугой - действие или действия в сфере соцобслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи (в том числе срочной) гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Соответственно, социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг. Если должностные обязанности работника социального учреждения или организации включают различные действия по социальной и бытовой помощи гражданам, состоящим на обслуживании в таком учреждении, то на этого работника распространяется действие Положения о подарках.

Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Тульского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-893. Сурдопереводчик ввела в заблуждение глухонемого инвалида, которому оказывала услуги за плату, вследствие чего получила в дар его квартиру. В суде она обратила внимание на то, что не является лицом, к которому могут быть применены запреты Положения о подарках, поскольку оказывает услуги не по содержанию инвалида, а по его обслуживанию. Но сделка была признана незаконной, а договор дарения квартиры отменен.

Вынося решение, суд руководствовался следующим. Было установлено, что оспариваемая сделка совершена в период нахождения инвалида на учете в центре соцобслуживания и получения им соцуслуг по сурдопереводу от работника этого центра. То есть по состоянию здоровья потерпевшая (инвалид) нуждалась в посторонней помощи. Спорная квартира была передана в дар в период нахождения потерпевшей на соцобслуживании в учреждении, где работала ответчица (переводчик), более того, в период оказания ответчицей социальной помощи потерпевшей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», действовавшего в указанный период <7>, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей этих граждан в социальных услугах. Комментируя довод ответчицы о том, что «содержание» и «обслуживание» не являются тождественными понятиями, суд указал, что одно из значений слова «содержать» - оказывать помощь (содействие). Поскольку потерпевшая по состоянию здоровья и семейному положению нуждалась в посторонней помощи, суд обоснованно постановил, что она находилась на содержании учреждения социальной защиты, где работала ответчица. А положения пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ распространяются на все формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Данный Закон утратил силу в связи с вступлением в действие Закона о соцобслуживании.

Подарок вручен не лицу, оказывающему социальные услуги, а его родственнику.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается передача ценных подарков работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих соцуслуги, и аналогичных организаций от лиц, находящихся от них в зависимости. Однако суды признают незаконным вручение подарков и близким родственникам перечисленных работников.

Разберем данный запрет на примере ситуации, рассмотренной в Апелляционном определении Тульского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-893. Дочь соцработника получила в дар квартиру от инвалида, находящегося на соцобслуживании. Сделка была признана незаконной. Суд посчитал, что дарение близким родственникам работников учреждений соцзащиты лицами, находящимися на содержании в этих учреждениях, противоречит смыслу положений пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ. А нормами международного права факты заключения договоров дарения с родственниками таких «специальных» лиц расцениваются как коррупционные, то есть как завуалированное одарение самих специальных лиц.

Как отличить подарок от взятки?

В ст. 572 ГК РФ указано, что подарок вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого в ответ. В качестве подарка может выступать как материальная ценность, так и имущественное право (требование) либо освобождение от имущественной обязанности. Подарки на Новый год, 8 марта, день рождения вполне традиционны.

Если принцип безвозмездности замещается обязанностью одариваемого выполнить определенные действия, используя служебное положение в интересах дарителя, то такое действие квалифицируется как взятка. Различие между подарком и взяткой состоит не в денежном выражении, а в мотивах совершения указанных действий. Главный принцип дарения - безвозмездность. Взятка передается в обмен на какое-то незаконное обязательство. Если даритель зависим от одариваемого, то принцип безвозмездности доказать трудно, а дарение может быть расценено как взятка.

Ответственность за получение взятки (любого размера) установлена ст. ст. 290, 291.1, 291 УК РФ.

Рассмотрим в качестве иллюстрации Кассационное определение ВС РФ от 07.08.2012 N 48-О12-68. Чиновница, занимавшая руководящую должность, получала взятки от своих подчиненных за попустительство по службе и совершение действий в пользу взяткодателей. В частности, в качестве взятки она получила дорогостоящее кресло. Попытка доказать, что оно получено в подарок, была опровергнута материалами видеозаписи, показаниями свидетелей и потерпевшего.

Впоследствии в апелляционной жалобе чиновница сообщила, что хотела передать деньги - оплатить стоимость кресла, но не успела, и ее оговорили. Однако виновность в совершении преступления была подтверждена показаниями во время следствия и судебного заседания свидетелей, протоколами осмотра документов, связанных с премированием, в том числе приказов, подписанных осужденной, протоколом осмотра и прослушивания фонограммы, видеоматериала, протоколом обыска и изъятия кресла и документов на него и т.д. Показания свидетелей и потерпевшего были последовательны, согласовались между собой и с другими доказательствами.

На основании пп. 7 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Обратите внимание, что данный запрет касается только лиц, замещающих:

- государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;

- государственные должности субъектов РФ;

- муниципальные должности, -

и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Запрет на получение несанкционированных подарков госслужащими установлен в пп. 6 п. 1 ст. 17 Закона о госслужбе. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Аналогичный запрет для муниципальных служащих содержится в пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 

* * *

 

Подводя итог, напомним, что действие Положения о подарках распространяется на государственных (муниципальных) чиновников и многих работников бюджетных организаций. Принимая подарки, они должны определить стоимость передаваемых материальных ценностей и проверить, не зависим ли от них даритель, а далее действовать, помня о нормах, установленных законодательством.

 

С.Н.Степанов

Эксперт журнала

«Руководитель

бюджетной организации»

Подписано в печать

30.09.2015

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки