ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Ульяновцы стали чаще брать взятки

Виктория Чернышева
В Ульяновской области, которая старается стать «передовиком» по борьбе с коррупцией, почти в четыре раза вырос размер взятки. По данным регионального УВД, в среднем сумма задокументированного «взноса» сегодня составляет 4871 рубль. В прошлом году взятка «стоила» 1135 рублей.

- За 10 месяцев нынешнего года в Ульяновской области было зарегистрировано 483 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, – приводят свои данные полицейские. – Выявлено 286 фактов взяточничества – это на 77 процентов больше, чем в прошлом году. По количеству поставленных на учет фактов получения взятки Ульяновская область в числе регионов-лидеров – она занимает четвертое место, уступая лишь Челябинской области, Башкортостану и Москве.

Войну взяточничеству в регионе объявили несколько лет назад. В Ульяновской области появился уполномоченный по борьбе с коррупцией, который занялся проверкой выпускаемых чиновниками нормативных актов – на предмет их коррупциогенности. Два года назад в регионе составили «черный список» – перечень коррупциогенных государственных должностей. В него попали около 300 чиновников самого разного ранга – от губернатора региона до простых консультантов отделов. По идее, за теми, кто попал в перечень, должен быть установлен особый контроль. Однако «под подозрение» попал даже секретарь Совета Безопасности при губернаторе Ульяновской области, на которого был возложен контроль за исполнением распоряжения. Ситуация оказалась комичной. Хотя логика в составлении списка, несомненно, есть: в него внесли чиновников, обладающих влиянием и за определенную мзду чисто теоретически имеющих возможность «продвинуть» чьи-то интересы.

Ульяновские власти разработали «Порядок уведомления гражданскими служащими аппарата губернатора и правительства Ульяновской области о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений». Суть его проста: факты мздоимства предписали заносить в специальный журнал. Если чиновнику поступило «непристойное предложение» – кто-то попытался его подкупить, он должен был заполнить специальную форму: кто именно склонял его к взятке, где, когда и при каких обстоятельствах это было, что именно предложил «злоумышленник»…

- За то время, которое прошло с момента вступления в силу этого документа, у нас не было ни одного обращения, – пояснила корреспонденту «РГ» начальник департамента государственной и муниципальной службы правительства Ульяновской области Татьяна Морозова. – Дело в том, что аппарат правительства напрямую с населением не работает – это структура, которая создана для обслуживания деятельности губернатора. Скорее, «соблазн» ждет специалистов, которые оказывают, положим, госуслуги либо исполняют контрольные и проверочные функции.

Аналогичные правовые акты были приняты во всех органах власти, в том числе ульяновской мэрии. Но и здесь не нашлось смельчаков, желающих сообщить о том, что их пытались подкупить.

- В нынешнем году фактов, что какой-то городской чиновник был задержан со взяткой, не было. Мы стараемся пресекать мздоимства еще на подходах к мэрии: работаем с персоналом, знакомим сотрудников с ответственностью, которая их ждет, если они станут взяточниками. Наказание за взятки постоянно ужесточается, что тоже охлаждает «горячие головы», – говорит руководитель аппарата мэрии Ульяновска Юрий Чибисов.

К «Порядку уведомления» сами чиновники отнеслись скептически: по мнению одного из служащих ульяновского правительства, те, кто хотел, и так докладывали начальству о том, что им предлагали взятку, а для того, кто не желает это озвучивать, появление журнала ничего не изменит.

Но взятки в регионе все равно берут. И не только чиновники – гаишники, судебные приставы, арбитражные управляющие, сотрудники ветслужб, преподаватели…

- Проблема в том, что для основной части людей взятка – это наиболее действенный механизм решения проблемы. Начинаешь идти честным путем – натыкаешься на массу препятствий, то нужно дополнительное согласование, то не та подпись и печать, а взяткой вопрос быстро и легко решается, – говорит профессор УлГУ, председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова. – По личному опыту знаю, что часто взятки инициируют те, кто их дают, а не те, кто может взять. Но бывает такое, что предлагают раз, два, три, суммы возрастают… Человек сначала отказывается, а завтра у него случаются проблемы, и он соглашается. От соблазна никто не застрахован.

Победить взяточничество, по мнению Дергуновой, за год, два, три невозможно. Нужно работать по нескольким направлениям. Прежде всего, с моралью общества – для многих людей дача взятки сегодня считается обыденностью, не отклонением от нормы, а нормой. Внутри у человека не складывается ощущение, что он сделал что-то плохое, угрызений совести нет.

Второе – это работа с госаппаратом, перестройка системы управления, чтобы она стала максимально прозрачной. Из законодательства нужно убирать даже малейшие лазейки, которые давали бы зависимость решения от личности, а не от закона.

Ну и третье: наказание – как для взяточников, так и для взяткодателей – должно быть неотвратимым. Сегодня же оно не гарантировано. В отличие от решения вопроса при помощи взятки.

«Российская газета» от 22.11.2011.

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки