Разъяснения статьи 74 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
В связи с поступающими обращениями руководителей учреждений здравоохранения по вопросу применения норм Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), касающихся ограничений, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности (статья 74 Федерального закона № 323-ФЗ), сообщаем:
Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) не наделено полномочиями по даче официальных разъяснений федерального законодательства, излагаем мнение работников отдела правового обеспечения Министерства. Аутентичного или иного официального толкования статьи 74 Федерального закона № 323-ФЗ до настоящего времени не имеется.
Положения статьи 74 Федерального закона № 323-ФЗ предусматривают строгие ограничения взаимодействия медицинских и фармацевтических работников.
Субъектами правового регулирования данной статьи являются медицинские работники и руководители медицинских организаций, а также фармацевтические работники и руководители аптечных организаций.
Медицинским работникам и руководителям медицинских организаций запрещается:
1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий,… организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций)*:
- подарки,
- денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха;
- принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
Запрет на принятие денежных средств для фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций является абсолютным, не содержащим исключений.
Комментируя данную норму, считаем, что медицинская организация, как юридическое лицо, вправе получать благотворительные пожертвования от благотворительных некоммерческих организаций, созданных для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, в соответствии с положениями Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и уставом медицинской организации.
Сложнее вопрос обстоит с коммерческими организациями, особенно с фармацевтическими компаниями. Полагаем, что медицинская организация, как юридическое лицо, может получить на безвозмездной основе в качестве пожертвования, к примеру, партию лекарственных препаратов (естественно, имеющих сертификаты, и достаточный для дальнейшего отпуска срок годности), если это будет способствовать достижению уставной деятельности медицинской организации, защите интересов жителей Ульяновской области, а также не будет иметь место коррупционная заинтересованность администрации и работников медицинской организации.
Также, считаем, возможным получение медицинской организацией (ссудополучателем) на безвозмездной основе, к примеру, видеомониторов для демонстрации видеороликов социальной направленности (в защиту материнства и детства, о вреде курения и алкоголизма и т.п.) в местах наибольшей проходимости в медицинской организации. При этом необходимо получить подтверждение и предусмотреть в соответствующем договоре безвозмездного пользования, что демонстрация видеороликов рекомендована Минздравсоцразвития России, в видеороликах не содержится коммерческая реклама деятельности каких-либо юридических лиц и продукции.
При получении благотворительной помощи, необходимо заключить договор об оказании безвозмездной помощи. Установить тщательный контроль, за целевым, безвозмездным использованием препаратов и оборудования. Необходимо помнить, что за неправомерную деятельность медицинских работников несет ответственность руководитель медицинской организации.
Далее, медицинским работникам и руководителям медицинских организаций запрещается:
2) и 6) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий); выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.
При этом, в соответствии с гражданским законодательством и правоприменительной практикой для квалификации действий медицинских работников и руководителей медицинских организаций как нарушающих ограничения, предусмотренные настоящей статьей, достаточно установить наличие соглашения (договоренности) в устной форме. На имеющийся сговор, к примеру, будет указывать неоднократное предоставление рекомендаций пациентам о показаниях к применению лекарственного препарата по торговому наименованию, который по фармакологическим свойствам уступает своим более дешевым аналогам.
Также о конфликте интересов будет свидетельствовать однократное выписывание лекарственного препарата на рецептурном бланке с символикой и (или) наименованием определенной фармацевтической организации.
3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
Запрещено передавать образцы медицинским работникам и руководителям для личного потребления или для передачи пациентам, для демонстрации новых препаратов и новых лекарственных форм.
4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
Запрещено скрывать от пациента о наличии более дешевого аналогичного лекарственного препарата, предлагая более дорогой по стоимости лекарственный препарат, если при этом предполагается одинаковое лечебное действие лекарственных препаратов и их влияние на организм пациента.
Полагаем, что в рамках настоящей статьи запрещается участие в акциях фармацевтических компаний, в которых вторая упаковка препарата предлагается бесплатно и выписывание препарата, распространяемого на льготных условиях, осуществляется за вознаграждение со стороны работников фармацевтической кампании.
Запрещено участие во всякого рода рекламе какого-либо лекарственного препарата, рекламирование его в устной, письменной форме, выписывание на льготных условиях.
5) осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий,
за исключением:
1) случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов. Статья 38 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон об обращении лекарственных средств) предусматривает аккредитацию медицинской организации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Таким образом, клинические исследования препаратов могут быть проведены на законных основаниях только в аккредитованной медицинской организации.
Таким образом, не допускается осуществление бесед на территории медицинской организации представителей и продавцов указанных коммерческих организаций, в том числе в нерабочее время.
2) клинических испытаний медицинских изделий. Клинические исследования медицинских изделий могут быть проведены на законных основаниях только в аккредитованной медицинской организации.
3) участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации:
а) в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня;
Здесь следует обратить внимание на то, что допускается участие представителей фармацевтических компаний в указанных собраниях, связанных с повышением профессионального уровня, но при этом необходимо исключить рекламу продукции, навязывание рекомендаций того или иного препарата. Участие данных представителей должно иметь одну цель – повышение профессионального уровня медицинских работников.
б) в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с предоставлением информации, предусмотренной частью 3 ст. 64 Федерального закона об обращении лекарственных средств, а именно обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;
в) в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с предоставлением информации, предусмотренной и частью 3 статьи 96 Федерального закона об обращении лекарственных средств, а именно обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.
Допускается прием медицинскими работниками представителей фармацевтических компаний в целях проведения мероприятий по фармакобезопас-ности (мониторинг безопасности лекарственных препаратов), как предусмотрено частью 3 статьи 64 Федерального закона об обращении лекарственных средств и частью 3 статьи 96 Федерального закона № 323-ФЗ.
В целях выполнения требований указанных положений, руководителям медицинских организаций необходимо разработать и утвердить внутренний правой акт, в котором предусмотреть порядок проведения в медицинской организации собраний медицинских работников и иных мероприятий, связанных с повышением их профессионального уровня.
Необходимо также учитывать, что мероприятием, связанным с повышением профессионального уровня, может считаться семинар, курсы повышения квалификации и другие мероприятия, по результатам которых медицинским работникам выдается письменный документ-свидетельство о повышении профессионального уровня. Другие мероприятия, не связанные с получением письменных свидетельств и других документов об окончании, не могут считаться мероприятиями, связанным с повышением профессионального уровня.
На основании изложенного, прошу изучить с работниками лечебных учреждений вышеуказанные положения закона, разработать и утвердить внутренний правой акт, в котором предусмотреть порядок проведения в медицинской организации собраний медицинских работников и иных мероприятий, связанных с повышением их профессионального уровня, мероприятий, связанных с доведением информации о нежелательных реакциях на препараты и медицинские изделия.
Проекты указанных документов должны пройти антикоррупционную экспертизу в установленном порядке.
Принимая во внимание, что субъектом данной статьи является медицинский работник и руководитель медицинской организации, а не юридическое лицо, с целью персонифицирования ответственности, в случае допущенных нарушений, необходимо после утверждения вышеуказанных документов ознакомить с ними под роспись всех медицинских работников.
В положения кодекса РФ об административных правонарушениях планируется внести изменения (проект соответствующего Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подготовлен): он будет дополнен ст.ст. 6.17-6.24, предусматривающими административную ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 74 Федерального закона № 323-ФЗ, которые повлекут за собой наложение штрафных санкций на граждан от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификацию сроком до 2-х лет.