ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Отчет о результатах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за 2013 – 2014 годы

Немаловажной составляющей эффективного противодействия коррупции является мониторинг правового пространства. Для этого проводится активная работа по проведению экспертиз правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных норм. В 2013 году Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) подготовлено 125 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и 59 проектов ведомственных нормативных правовых актов. В 2014 году проведена антикоррупционная экспертиза 74 проектов нормативных правовых актов Министерства и 155 проектов нормативных правовых актов Правительства Ульяновс­кой области, разрабатываемых Министерством.

По результатам проведённого мониторинга правоприменения положений законодательства Российской Федерации, выявлены факторы, которые способствуют или могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.

Так, положения ч. 4 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержат исчерпывающий перечень случаев, когда направление сведений  составляющих врачебную тайну допустимо. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему , если несовершеннолетний болен наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста шестнадцати лет, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Однако, не предусмотрено предоставление сведений о медицинском обследовании и лечении родственникам  умершего пациента, согласие которого на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не получено, представительство родственниками не оформлено.

Кроме того, не предусмотрено предоставление таких сведений  страховым и кредитным организациям, где умерший пациент оформил страховку.

Отсутствие чёткого правового регулирования, позволяет медицинскому персоналу использовать свои права в личных корыстных целях. Возможно предоставление таких сведений за определенную плату от родственников умершего пациента.      

Коррупциогенным фактором в исследуемой статье закона в соответствии с методикой «О проведении антикоррупционной экспертизы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96,  является отсутствие и неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения должностными лицами определённых действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён обязательный для аптек и аптечных учреждений всех форм собственности ассортиментный перечень лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению № 2.

Министерство вправе осуществлять контроль за наличием в аптеках лекарственных препаратов в рамках лицензионного контроля, однако за исключением аптек федеральной формы собственности.

Положения части 4 постановления обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Между тем в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» данный вид контроля не предусмотрен. В рамках своих полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, а также лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области вправе осуществлять контроль за наличием в аптеках лекарственных препаратов в рамках лицензионного контроля, однако за исключением аптек федеральной формы собственности.         

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормы об охране здоровья, содержащиеся в других нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам данного Федерального закона.

Коррупциогенным фактором в исследуемом пункте постановления в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «О проведении антикоррупционной экспертизы», является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции –  нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

В ходе мониторинга правоприменения изучено постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

Так, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее – Правила), не предусматривают возможность представления копий документов, указанных в абзаце 2 пункта 4 Правил.

При этом, в случае представления лицом копий документов (копии индивидуальной программы реабилитации) отсутствуют основания для отказа в обеспечении. При этом, основания для обеспечения техническими средствами реабилитации также не имеется, так как представлен не полный перечень документов.  

Полагаем, что отсутствие нормативного закрепления оснований для принятия решения об отказе в обеспечении техническими средствами реабилитации является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

Учитывая изложенное, представляется целесообразным нормативно закрепить основания для отказа в предоставлении рассматриваемой услуги, в целях избежания возможности принятия решения лицом, рассматривающим документы, по своему усмотрению.

В рамках реализации функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних осуществляется мониторинг правоприменения отдельных положений Семейного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьёй 13 Семейного кодекса Российской Федерации при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

При этом, перечень уважительных причин не конкретизирован и определяется он должностными лицами органов местного самоуправления, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Методики.

Кроме того, рассматриваемая норма содержит также и такой коррупциогенный фактор, как определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики).

 В ходе реализации функций опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан возникают проблемы при решении вопросов о выдаче (отказе в выдаче) разрешения опекунам на отчуждение имущества, принадлежащего опекаемому.

Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 20 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Определение вышеуказанных исключительных случаев осуществляется сотрудниками органов опеки и попечительства, что также является коррупциогенным фактором (подпункт «а» пункта 3 Методики).

В ходе мониторинга правоприменения установлено также следующее.

  В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон  о занятости населения) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Часть 3 статьи 3 Закона о занятости населения содержит перечень обстоятельств, при которых гражданин не может быть признан безработным. В противоречие части 2 статьи 3 Закона о занятости населения в указанном перечне отсутствует такое основание для отказа в признании безработным как непредставление гражданином какого – либо документа, указанного в части 2 статьи 3 Закона о занятости населения, что является коррупциогенным фактором (подпункт «а» пункта 3 Методики).

Кроме того, частью 3 статьи 35 Закона о занятости населения предусмотрена возможность приостановки выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев. В целях не допущения коррупционных проявлений считаем необходимым внести изменения в Закон о занятости населения, конкретизирующие условия и порядок определения срока на который должна быть осуществлена приостановка пособия по безработице (подпункт «а» пункта 3 Методики).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о занятости населения предусмотрена возможность службы занятости при соблюдении требований, предусмотренных в Законе о занятости населения, выдавать предложение для оформления безработных граждан на досрочную пенсию. Оформление предложения не является обязательным для службы занятости. В целях недопущения коррупционных проявлений считаем необходимым внести изменения в Закон о занятости населения, предусматривающие обязанность службы занятости оформления на досрочную пенсию всех безработных граждан, имеющих на это право в соответствии с законодательством (при условии увеличения численности получателей пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно).

 

 

                                                                _______________

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки