ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Медицинский психолог советует родителям ульяновских первоклассников начать адаптацию к школе с правильного режима дня

 В школе режим дня меняется, повышаются требования к ребенку, теперь ему необходимо нести ответственность за своевременное выполнение заданий. С какими трудностями сталкиваются новоиспеченные школьники и как родителям помочь пережить их наименее болезненно, нам рассказала медицинский психолог Надежда Бардина.

С 1 сентября ребенок пойдет в школу, а значит, необходимо уделить время плавному переходу на новый режим дня. Если ребенок в каникулы поздно ложился спать, нужно каждый день укладывать его на 15 минут раньше. Общее время сна должно составлять 9–10 часов. Работоспособность ребенка, который спит 7–8 часов в сутки, снижается примерно на 30 %. Не забывайте регулярно выполнять утреннюю гимнастику вместе с ребенком и гулять ежедневно не меньше 3 часов (с детьми младшего школьного возраста).

С началом учебы ребенок входит в детский коллектив, повышается вероятность заболеваний, передаваемых воздушно-капельным и контактным путем, поэтому нужно уделить внимание укреплению иммунитета – выбрать вместе с педиатром витаминно-минеральный комплекс и не забывать принимать витамины ежедневно. Рекомендуется пройти комплексное обследование в детском центре здоровья, получить консультацию врачей офтальмолога, отоларинголога, невролога, хирурга-ортопеда, стоматолога, логопеда, сдать анализы крови, мочи, кала на яйца глист и сделать плантограмму стоп.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники?

Первая сложность, с которой сталкивается любой первоклассник, – это статическая нагрузка. Сидеть за партой в течение длительного времени для ребенка непривычно и сложно. Поэтому в свободное от школы время первоклассник должен как можно больше двигаться. Подвижные игры на свежем воздухе, прогулки в парках и на детских площадках, занятия танцами и спортом помогут вашему ребенку направить накопившийся избыток энергии в нужное русло. Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок, – необходимость привыкать к новой обстановке, новым педагогам и детям. Облегчить этот процесс может подготовка к школе – проходить курс подготовки нужно в той школе, в которую пойдет учиться ваш ребенок. Разрешайте ему брать с собой любимую игрушку из дома, объясните, что играть с ней можно только во время перерывов. Игрушка поможет ребенку снизить стресс и чувствовать себя защищенным.

Что делать, если ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие?

Будьте внимательны к жалобам детей, не игнорируйте их. Если ребенок жалуется на слабость, усталость, головные боли, это может быть следствием тяжелой адаптации. Снять стресс поможет дневной сон, прогулка в парке или во дворе, общение с друзьями, чтение книг и другие совместные занятия. Следите, чтобы у ребенка был постоянный режим дня: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время, полноценный ночной сон, отведите время для совместных игр и прогулок.

Как быть родителям, если первоклассник отказывается идти в школу?

Протест против нового ритма жизни может иметь разные формы: один ребенок проявляет активный протест, другой – пассивный. Есть дети, которые отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в собственных силах – это тоже своеобразная форма протеста. Наиболее очевидно проявляется активный протест. Ребенок нарушает дисциплину на уроках и переменах, игнорирует замечания учителей, не вливается в детский коллектив. Такие дети часто отказываются идти в школу, перечат родителям. Пассивный протест менее заметен родителям, его можно выявить только в разговоре с учителем. Если ребенок часто подавлен, заторможен, не проявляет интереса к урокам, формально относится к выполнению заданий, не общается с одноклассниками – все это признаки пассивного протеста. Тревожность и неуверенность проявляются в пассивности первоклассника, скованности и плаксивости. Ребенок не вступает в контакт с другими детьми, болезненно реагирует на обращения учителя – теряется, краснеет, голос начинает дрожать. Могут проявиться неврологические нарушения: тики, заикание. Все формы протеста имеют одну общую причину – неумение правильно выражать свои эмоции. Испытывать отрицательные эмоции в период школьной адаптации для ребенка – норма. Родители должны учить первоклассника выражать свои чувства словами и обсуждать возникающие проблемы. Если школьник может объяснить, что именно его угнетает, родители подскажут пути решения проблем. Неуверенность в своих силах, сформировавшаяся в самом начале обучения, может стать причиной серьезных проблем в будущем: ребенок привыкает к мысли, что он «не дотягивает» до уровня одноклассников и прикладывает меньше усилий. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми – это нормальный процесс формирования самооценки. Важно, чтобы самооценка ребенка была адекватной. Не нужно преувеличивать проблемы, с которыми сталкивается первоклассник. Напротив, формируйте в ребенке уверенность, что все они преодолимы. Восприятие своей собственной личности у ребенка должно быть позитивным.

*По материалам  Ульяновского областного центра медицинской профилактики.

23.08.16 11:18

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки