ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Врач психиатр–нарколог УОКНБ Лилия Богданова: «Если подросток доверяет своему врачу, то лечение будет эффективным»


Врач-психиатр-нарколог поликлинического отделения по обслуживанию детско-подросткового населения Ульяновской областной клинической наркологической больницы Лилия Богданова более четырех лет работает с разными зависимостями. Она начала свой трудовой путь в мужском наркологическом отделении УОКНБ, затем была переведена в отделение по обслуживанию детско-подросткового населения, где трудиться по сей день.

О выборе профессии и опыте работы в Ульяновской областной клинической наркологической больнице рассказывает Лилия Богданова.

- Лилия Данисовна, расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали профессию врача-нарколога?

- За меня выбор сделали мои родители, за что я им безмерно благодарна. Моя школьная мечта - стать следователем. Примером для подражания была моя сестра, которая училась в институте МВД. Но мои родители решили, что принести больше пользы людям можно в качестве врача. До четвертого курса я не принимала эту профессию, а потом что-то изменилось в сознании и меня потянуло в наркологию. Мне нравится видеть результат моих действий. Всегда радуюсь, когда вижу положительные изменения в жизни моих пациентов.

- Свой первый опыт в качестве врача-психиатра-нарколога Вы получили в мужском отделении УОКНБ. Сложно ли было работать с мужчинами, имеющими зависимость от психотропных веществ? Не проще лечить женщин?

- У меня был хороший наставник – заведующий Алексей Николаевич Кузнецов. Алексей Николаевич объяснил, что эффективность лечения во многом зависит от приверженности пациента к лечению, осознанию пациентом наличия имеющегося заболевания. Пациент должен быть информирован о причинах развития заболевания, способах лечения и возможных исходах. У каждого пациента своя история развития болезни, есть много факторов, которые могут ее спровоцировать: наследственные, социальные и много других. Каждый человек – индивидуален, кто-то по жизни очень сильный и способен сам справляться с трудными жизненными ситуациями, другой наоборот – очень слаб и без помощи специалиста ему, не обойтись. Зависимость – это болезнь, а не получение удовольствия, как пишут в некоторых СМИ. Только изучив историю жизни пациента досконально, врач-психиатр-нарколог сможет оказать качественную помощь. Мы изучаем пациента от момента рождения и ведем его на протяжении всей жизни. За годы работы в наркобольнице знаю только троих людей, которые решили изменить свою жизнь и уже около 4 лет находятся в ремиссии. Вообще статистика выздоровления или ремиссии в наркологии не очень высокая, в среднем остаются в ремиссии 25%, у остальных 75% заболевание может вернуться в течение первого года. С женщинами работать гораздо сложнее, зависимость формируется быстрее, добиться ремиссии труднее, но мы очень стараемся.

- Расскажите, пожалуйста, как Вы стали работать с подростками?

- Все получилось случайно: в подростковом отделении появилась штатная вакансия и я решила попробовать свои силы. Сначала было очень тяжело, думала, что не справлюсь, даже хотела уволиться. Но благодаря поддержке моей наставницы - врача-психиатра нарколога Семеновой Елены Анатольевны и коллектива отделения преодолела трудности, с которыми сталкивается каждый молодой специалист. В памяти случай: у нас на диспансерном наблюдении находился подросток с зависимостью от алкоголя. Повторное тестирование показало у него положительный результат на наркотики. Бурная реакция мамы была направлена на меня, а не в сторону сына. Мальчик придумал историю о том, что он с друзьями косил траву, где росла конопля, которой он якобы надышался. Несмотря на несостоятельность аргументов, мама поверила ему, обвинив меня в непрофессионализме. Не все родители могут принять реальность и направляют свой гнев и отчаяние на врачей. У нас работают мультидисциплинарные бригады: врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, медицинский психолог и специалист по социальной работе. Мы работаем не только с самим пациентом, но и с его родственниками. Кстати, история с тем мальчиком имела продолжение: спустя время я узнала, что подросток систематически употребляет синтетических наркотиков. Мы можем только предполагать… Если бы мама с самого начала восприняла ситуацию серьезно, то у ребенка было бы больше шансов избежать зависимости.  

- Приходиться работать не только с подростками, но и с их родителями?

- Да, конечно. В моей практике был случай, когда к нам доставили девочку, употребляющую наркотики. Подростку провели обследование, в ходе которого выявили гепатит. Девочка спокойно восприняла новость, объяснив, что знала о наличии у себя заболевания. Когда пришел положительный результат на ВИЧ, мы ознакомили с ним ее маму, которая сказала, что сама расскажет об этом дочери. Но не рассказала… Оказалось, что когда-то дочь заявила, что, если у нее обнаружится ВИЧ, она сразу же покончит с собой. Мама не смогла справиться со страхом потери ребенка и умолчала о результатах анализа. В итоге мне удалось правильно выстроить беседу, как с девочкой, так и с мамой. Наверное, после той ситуации, я поняла, что важно быть не просто врачом, а в некоторой степени другом своему пациенту. Без доверия подростка не будет положительного результата лечения. 

- Какие чаще всего психоактивные вещества употребляют подростки? 

- Психоактивные вещества – никотин, алкоголь и наркотики. Если говорить про наркотики, то среди подростков преобладает употребление синтетических наркотиков. Кроме того, сегодня среди несовершеннолетних активно распространяется «Снюс», а вернее его бестабачная форма.

- Что такое «снюс»? И какие последствия от его употребления?

- Снюс – это никотинсодержащее изделие (табачная или бестабачная форма), которое закладывают в ротовую полость, откуда через слизистую оболочку никотин всасывается в кровь. Выпускают смеси с ароматом дыни, ментола, эвкалипта, бергамота, малины. Цвет смеси чаще всего коричневый или белый. Еще одна разновидность снюса – так называемый «лифт» – имеет белый цвет, с привкусом лайма, черники, лакрицы и др. Выпускают снюсы в форме мармелада, леденцов, зубочисток, которые довольно сложно идентифицировать по виду и форме.

Содержание никотина в нем в несколько десятков раз выше, чем в сигарете. Учитывая небольшую массу тела несовершеннолетнего, незрелость систем детского организма, воздействие никотина на организм ребенка гораздо сильнее, чем на организм взрослого. Известны случаи отравления, остановки дыхания и сердечной деятельности у детей школьного возраста после употребления снюса. Кроме никотина он содержит огромное количество вредных химических соединений, в том числе канцерогенных – то есть вызывающих рак. Рак полости рта, гортани, пищевода, поджелудочной железы, язвенные поражения десен, зубов, сердечно-сосудистые патологии – вот лишь немногие возможные последствия употребления снюса. Поскольку дозы никотина в составе снюса довольно высоки, интоксикация организма происходит быстро. Психотропное действие никотина на головной мозг вызывает стремительное развитие психической и физической никотиновой зависимости. Требуются все новые и новые дозы, а выйти из ловушки становится все сложнее. Причем формирование никотиновой зависимости находится в прямой зависимости от возраста, чем раньше начать, тем выше риск стать зависимым, тем сложнее будет впоследствии бороться, если вредная привычка перерастет в болезнь.

- Как можно получить консультацию врачей-психиатров-наркологов?

Консультации у нас бесплатные, как и обследование ребенка. Желающие могут либо прийти в УОКНБ лично, либо позвонить на телефон доверия 8(8422) 717-717.  Помните, чем раньше вы обратитесь за помощью, тем скорее поможете своему ребенку.

- Спасибо за информацию.

Автор: Ксения Ракитанская

22.01.20 13:40

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки