ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт

 



  

 

 

 

 

 


 

Полезные ссылки

Приказ Министерства здравоохранения Ульяновской области от 16.01.2013 № 25 "Об утверждении Положения об общественном контроле и экспертизе нормативных правовых актов некоммерческим партнерством содействия развитию в сфере здравоохранения «Медицинская Палата», инициатором которых является Министерство здравоохранения Ульяновской области"

 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРИКАЗ

16.01.2013

25

 

Экз. №___________

 

г. Ульяновск

Об утверждении Положения об общественном контроле и экспертизе нормативных правовых актов некоммерческим партнерством содействия развитию в сфере здравоохранения «Медицинская Палата», инициатором которых является Министерство здравоохранения Ульяновской области

 

В целях содействия развитию в сфере здравоохранения Ульяновской области, п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Положение об общественном контроле и экспертизе нормативных правовых актов некоммерческим партнерством содействия развитию в сфере здравоохранения «Медицинская Палата Ульяновской области», инициатором которых является Министерство здравоохранения Ульяновской области (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Министр                                                                                          В.Г.Караулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 

                                                                                               к приказу Министерства

                                                                                            здравоохранения  области

____________ № __________

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественном контроле и экспертизе нормативных правовых актов некоммерческим партнерством содействия развитию в сфере здравоохранения «Медицинская Палата», инициатором которых является Министерство здравоохранения Ульяновской области

 

1.     Общественный контроль.

 

1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным  интересам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных объектов общественного контроля;

2) субъект общественного контроля – некоммерческое партнерство содействия развитию системы здравоохранения «Медицинская палата» (далее - НП «Медицинская палата»);

3) объекты общественного контроля – Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) и государственные учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству;

4) общественный мониторинг – форма общественного контроля, представляющая собой непрерывное, процедурно и правовым образом  регламентированное наблюдение со стороны субъекта общественного контроля за соответствием общественным интересам деятельности объектов общественного контроля;

5) общественные слушания – форма общественного контроля, заключающаяся в реализации прав граждан Российской Федерации на участие в процессе принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов указанных решений по вопросу их соответствия общественным интересам;

6) общественные обсуждения – форма общественного контроля, представляющая собой процедурно и правовым образом регламентированный анализ нормативных и распорядительных актов федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также их проектов, публично осуществляемый субъектами общественного контроля с участием представителей различных непосредственно заинтересованных групп;

7) экспертиза – форма общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам;

8) общественная проверка – форма общественного контроля, представляющая собой совокупность действий субъектов общественного контроля по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности объектов общественного контроля в целях  определения ее соответствия общественным интересам;

9) общественное расследование – форма общественного контроля, представляющая собой совокупность действий субъектов общественного расследования по сбору и документированию сведений о произошедших нарушениях общественных интересов.

2. Общественный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения интересов медицинских работников и пациентов.

Общественный контроль призван способствовать:

1) признанию, обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина;

2) повышению уровня участия граждан и их объединений в государственном управлении;

3) реализации гражданских инициатив, направленных на продвижение и защиту общественных интересов;

4) повышению уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, обеспечению прозрачности этой деятельности, обеспечению обратной связи между обществом и государством, предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

5) формированию и развитию гражданского правосознания;

6) повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; снижению рисков принятия и реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления противоправных и противоречащих общественным интересам решений;

7) устойчивому и благополучному развитию общества и государства.

3. Общественный контроль со стороны НП «Медицинская палата» осуществляется в следующих формах:

1) общественный мониторинг;

2) экспертиза;

3) общественное слушание;

4) общественное обсуждение;

5) общественная проверка;

6) общественное расследование;

Настоящее Положение не ограничивает перечень форм общественного контроля и допускает иные формы общественного контроля, не противоречащие законодательству Российской Федерации

 

2.     Экспертиза законопроектов.

 

4. В целях реализации функций, возложенных на НП «Медицинская Палата» Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Уставом НП «Медицинская Палата» и  Соглашением о взаимодействии Министерства и НП «Медицинская Палата», медицинская палата проводит экспертизу  проектов нормативных правовых актов, инициатором которых является Министерство.

5. Проведение экспертизы основано на следующих принципах: публичности и открытости; качества и ответственности (нормативный правовой акт должен соответствовать по содержанию, по форме требованиям законодательства; при его разработке должны учитываться правовые, экономические, социальные аспекты, он должен иметь подробную и вместе с тем логическую, четкую структуру, быть доступным для понимания и использования); социальной значимости; репрезентативности.

6. Целью экспертизы является согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Проведение экспертизы осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта в НП «Медицинская Палата».

7. Нормативные правовые акты подлежат экспертизе, если они носят нормативный характер[1].

8. Экспертиза отмененных, признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, срок действия которых истек, не проводится.

9. При поступлении правового акта, вносящего изменение в ранее принятый правовой акт, рекомендуется проводить правовую экспертизу измененного правового акта и составлять экспертное заключение на измененный правовой акт. Если правовой акт, вносящий изменение в ранее принятый правовой акт, устанавливает новые нормы, возможно составление экспертного заключения также на акт о внесении изменений.

Если в срок, установленный для проведения экспертизы правового акта, в НП «Медицинская палата» поступили правовые акты, вносящие в него изменения, экспертиза правового акта проводится с учетом всех внесенных в него изменений.

10. В случае проведения экспертизы правового акта, признающего утратившими силу другие правовые акты, приостанавливающего или продлевающего их действие, следует оценивать компетенцию органа на принятие указанного правового акта, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу, приостановления или продления действия правового акта.

11. Повторную экспертизу рекомендуется проводить в течение 10 рабочих дней, в следующих случаях:

принят федеральный закон или иной акт федерального или регионального законодательства по вопросу, регулируемому правовым актом;

есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному, региональному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено;

по собственной инициативе или по просьбе Министра здравоохранения Ульяновской области, директора Департамента организационно-правовой и кадровой работы Макарова Е.С.

В случае принятия федерального закона, закона Ульяновской области или иного акта федерального (регионального) законодательства по вопросу, регулируемому правовым актом, повторную правовую экспертизу рекомендуется проводить по истечении трехмесячного срока после принятия соответствующего федерального (регионального) закона.

12. При экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Кроме того, рекомендуется изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений.

13. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта рекомендуется проанализировать на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (статьи 71, 72, 73, 76) и федеральными законами.

При этом следует иметь в виду, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

14. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, следует установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (подзаконным актом) принят правовой акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и федеральном (региональном) законодательстве. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только федеральные (региональные) законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации. Необходимо также учесть все изменения, внесенные в федеральные нормативные правовые акты, а также в правовые акты субъекта Российской Федерации.

15. Анализируя положения правовых актов, имеющих комплексный характер (в частности, кодексов), необходимо иметь в виду, что существуют также законы, определяющие порядок их введения в действие и устанавливающие особенности применения некоторых положений данных правовых актов.

Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует проверять полномочия органа или должностного лица, принявших правовой акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса.

Оценивая компетенцию органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица субъекта Российской Федерации на принятие правового акта, рекомендуется, в частности, учитывать следующее:

а) общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе регулировать отношения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанные с видами деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; № 30 (часть I), ст. 4590);

в) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться санкции (меры ответственности) за нарушения бюджетного и налогового законодательства (статья 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 6 части 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации;

г) законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие ответственность за административные правонарушения, могут предусматривать санкции, в случае, если они устанавливаются в пределах их компетенции, то есть по вопросам, не имеющим федерального значения (статья 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

16. По результатам проведения экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:

реквизиты правового акта (в случае если проводится экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы);

повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запросы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, поручения Минюста России, поручения главного управления (для управлений), а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному законодательству);

предмет правового регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние правового регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался правовой акт), необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;

оценка компетенции принявшего правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица субъекта Российской Федерации;

соответствие содержания правового акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

соответствие формы и текста правового акта правилам юридической техники.

Экспертное заключение подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении и в течение 3 рабочих дней направляется в министерство здравоохранения Ульяновской области.

17. К проведению экспертизы НП «Медицинская Палата» вправе  привлекать экспертов.

В качестве экспертов привлекаются:

юридические лица (объединения некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации и относится к сфере их уставной деятельности (далее – организации); 

физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

высшее и (или) послевузовское профессиональное образование, ученую степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности;

предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 5 лет;

знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области  соответствующей экспертной деятельности;

умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.

Физическое лицо представляет:

1) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

2)   копию трудовой книжки;

3) копию документов об ученых степенях и ученых званиях (если имеются);

4) информацию о наличии научных трудов в соответствующей сфере регулирования исследуемого проекта нормативного правового документа.

Юридическое лицо представляет:

1)          копию свидетельства о регистрации общественного объединения;

2)          копию свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;

3)          копию устава. 

Решение о привлечении физического или юридического лица в качестве эксперта принимается руководителем НП «Медицинская Палата» по согласованию с ее членами.

18. Эксперты могут быть привлечены к работе, как на общественных началах, так и на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

_____________


 



[1] Нормативность акта определяется с учетом пунктов 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" ("Российская газета", N 276, 2007)

    Вакцинировались в УО Первым компонентом

    861 395

    Завершили вакцинацию

    638 426


     


     

     

     

     

     

     

    Полезные ссылки